Первая рекомендация. Необходимо придать юридическую силу договору, который вы заключаете, а также переписке (документации), которой обмениваетесь по договору.
Почему это важно? Потому что, как правило, обмен документацией и подписание договора происходит через Интернет. Грубо говоря, вы не встречаетесь лично с заказчиком, не обмениваетесь бумагами и т.д. Вы либо подписываете договор через обмен по электронной почте, либо используете электронный документооборот.
Как правило, всё-таки используется электронная почта. Так вот вы должны в договоре прописать, что признаётся юридическая сила договора, подписанного через скан-копии и признаётся любая переписка и документация, которой вы обманываетесь.
Почему это важно? Потому что все результаты своих услуг вы, как правило, передаёте через онлайн, например, через Messenger, по электронной почте и т.д. И не должна возникнуть ситуация, когда заказчик говорит, что он от вас нечего не получил. Чтобы такой ситуации не возникало, в договоре необходимо точно оговорить, как вы обмениваетесь результатами услуг или информацией. А также оговорить, что вы признаёте юридическую силу за всем этим.
Вторая рекомендация. Рекомендуем прописать, что юридическая сила договора дополнительно подтверждается получением платежа от заказчика к исполнителю.
Когда заказчик вносит аванс, то платёжное поручение от банка является дополнительным доказательством того, что заказчик этот договор признаёт. И он не сможет потом сказать в суде, что никакого договора с вами не подписывал, а всё что по электронной почте подписывается не имеет никакой юридической силы.
Третья рекомендация. Если вы оказываете онлайн-услугу, то всегда старайтесь взять с заказчика хоть какой-то аванс, даже небольшой.
Почему это важно? Во-первых, для соблюдения предыдущего пункта. Во-вторых, это даже больше не юридический, а психологический момент. Если заказчик не готов внести даже небольшой аванс, значит он априори несерьёзно относится к вашей услуге. И с чем вы можете в итоге столкнуться? С тем, что вы её окажите, а заказчик вам просто-напросто за неё не заплатит. Конечно, вы можете пойти в суд и взыскать эту сумму с заказчика. Но здесь всё зависит от суммы и от вашего желания потом инициировать какие-то судебные разбирательства. В общем аванс — это штука не только для вашей финансовой безопасности, но и для вашей психологической безопасности.
Четвертая рекомендация. Для каких-то типовых услуг постарайтесь использовать оферту вместо обычного договора.
По сути оферта — это и есть условие договора, только оферта никем, как правило, не подписывается. Заказчик заходит на ваш сайт, видит оферту и соглашается с ней. При этом у него нет возможности внести какие-то изменения.
Если он хочет вносить изменения, то с вами нужно заключать уже договор. Но в оферту изменения не вносятся и вы таким образом ускоряете процесс подписания договора с ним. Плюс у этому вы сохраняете для себя какие-то важные условия и гарантии, которые при подписании обычного договора, заказчик скорее всего бы убрал. Так вот если вы работаете с офертой, то рекомендуем вам сделать следующее. Не только сделайте возможность для заказчика согласиться с офертой, но и в счёте на оплату заказчику также дайте ссылку на ту оферту, с которой он соглашается. И таким образом, оплата по вашему счёту будет дополнительным доказательством того, что заказчик с этой офертой согласился.
И финальная рекомендация. Если вы оказываете онлайн-услуги, у вас в договоре обязательно должен быть пункт о том, что услуги оказываются дистанционно.
Почему это важно? Потому что в ряде случаев, если такой оговорки нет, заказчик может такое присутствие от вас потребовать. И если его не будет, вы формально будете нарушать договор. А если вы будете его нарушать, то у вас могут либо потребовать аванс назад, либо не заплатить за уже оказанные услуги. Поэтому данный пункт обязательно нужно прописывать.